Общероссийский
народный фронт: взгляд из провинции
Неоднозначные изменения, происходящие в
нашей стране на протяжении двух последних десятилетий в политической, экономической,
социальной сферах, во многом практически растворили интерес отдельного человека
к общественным проблемам и породили довольно устойчивые процессы, связанные с
удовлетворением исключительно личных потребностей. Все это в конечном итоге способствовало
формированию ситуации, когда в обществе, особенно в молодежной среде
дискредитируется образ власти, утрачивается доверие к общенациональным
ценностям, в значительной мере снижается интерес людей к политике. Особенно
ярко это начало проявляться в провинциальных городах и районах. Находясь в
вдалеке от эпицентров политической жизни государства периферийные территории в
определенной мере оказалась оторванной от политических событий в стране. Конечно,
время от времени и провинцию накрывало волной бурных политических событий (например,
компания 2003 года), но это происходило эпизодически, хотя вызывало
неподдельный интерес у жителей. Однако утрата интереса к политической жизни со
стороны жителей малых городов, поселков и деревень, по сути, означает, что из
политического оборота как бы выпадает серьезный людской массив. Казалось бы, ну
что страшного в том что провинциальные жители не особо интересуются
политическими процессами происходящими в нашей стране. Тем более в основной
массе населения устойчиво бытует мнение что «все равно от нас ничего не
зависит» и «все равно ничего не измениться». В какой-то незначительной мере
можно понять утрату интереса людей к политическим баталиям на федеральном уровне,
так как в целом можно констатировать, что в последнее время политические
процессы утратили динамизм и интригу, стали предсказуемы, что особенно явственно
ощущалось и воспринималось в провинциальных городах и районах. Но, наверное,
нельзя никак оправдать общественную пассивность на региональном и, особенно, на
местном уровнях. По меньшей мере, вызывает недоумение равнодушие большинства людей
к тому что происходит в общественной среде, стремление уклониться от решения
общественных проблем на местах, хотя это по сути является не только правом, но
прямой обязанностью местных жителей. Ведь согласно 131 Федеральному закону
местным самоуправлением в РФ признается «форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение
населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления
вопросов местного значения». Таким образом, законодательно определено и
закреплено то, что население юридически имеет возможность напрямую влиять на
формирование местных политических и социально-экономических процессов с целью
адаптации их под интересы жителей муниципального образования. Но в настоящее
время спрос на местное самоуправление со стороны местного населения имеет
крайне незначительный уровень. При этом лишь немногие граждане в муниципальном
образовании интересуются юридическими тонкостями организации власти на местах,
готовы активно участвовать в решении общественных проблем и задач. Большей
части населения совершенно все равно как организована власть на местах, но при
этом жители предъявляют определенные требования к качеству жизни на той или
иной территории которые эта власть должна обеспечить. Конечно, имеются и на
периферии «политизированные» территории, интерес к политике на которых
сводиться к критике «всего и вся», где малейшая неудача властей любого уровня
воспринимается отдельными «политиками местного масштаба» как «провал» всей
государственной стратегии развития. Но при этом воспользоваться легитимными
способами и на конструктивной основе попытаться что-либо изменить, реализовать
свои предложения хотя бы на местном уровне стремятся далеко немногие.
Особую озабоченность вызывает то, что
общее «охлаждение» интереса людей к политике, общественной проблематике,
экстраполировалось и на местный уровень, что в условиях муниципальной реформы в
значительной мере снизило эффективность местного самоуправления. Существовали
определенные опасения что, и в эту избирательную компанию большинство жителей
без особого энтузиазма воспримут предвыборный марафон, игнорируя выборы или
голосуя по привычке, не особо вдаваясь в тонкости партийных программ. Но в этот
раз штиль в политическом море нашего государства оказался нарушенным. Это стало
понятным, когда в тихую предвыборную гавань вошел новый партийный корабль с
необычной конфигурацией под названием «Общероссийский народный фронт», и поднял
достаточно высокую политическую волну, которая грозила накрыть и перевернуть те
кораблики, которые пришвартовались у причала с надеждой получить электоральный
груз. Совершенно естественно, что новый политический силуэт «Единой России» у
кого-то вызвал интерес, у кого-то истерию, но, несомненно, он сразу в
значительной мере повысил политический градус в стране. В СМИ активно начались
муссироваться мысли, что партия власти в преддверии выборов, в условиях снижения
политических рейтингов, с целью укрепления позиций и соответственно удержания у
власти, решилась на нестандартный шаг – формирование общественно-политической
коалиции как организационной формы способной найти внушительный отклик в
электоральной среде. На самом деле в таком взгляде на развернувшиеся в
политической сфере преобразования, есть определенная доля истины. В. В. Путин
признает, что в последнее время у «Единой России», как впрочем, и у любой
партии длительное время находящейся у власти и не ощущающей серьезного
поддавливания со стороны оппонентов, начал формироваться эффект «привыкания к
власти» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Понимание того что
«застоявшаяся» политическая система в будущем может обернуться негативными
последствиями для государства ( печальный опыт КПСС ), подтолкнуло руководство
«Единой России» сделать шаг в сторону начала формирования механизмов реальной
политической конкуренции путем создания институциональной площадки на которой в
равных условиях за депутатский мандат будут бороться как партийные выдвиженцы,
так и представители общественных организаций. На современном этапе развития
политической системы нашей страны, данный проект является наверное наиболее
эффективным именно с кадровой точки зрения, так как он в самое кратчайшее время
(что очень важно, так как времени до выборов в Гос. думу не так много)
позволяет через партийные шлюзы «Единой России» впустить в законодательные
структуры власти компетентных людей с активной гражданской и жизненной
позицией, обладающих богатым профессиональным и жизненным опытом, но до
последнего времени не имевших юридических возможностей участвовать в выборах.
Последние события (проведение
общероссийского праймериз) в полной мере подтвердили то, что создание ОНФ в
значительной мере «взбодрило» политическое поле нашего государства.
Представители общественных, молодежных организаций, просто самовыдвиженцы,
используя трамплин ОНФ достаточно энергично двинули в политику. Среди населения
стал активнее проявляться интерес к политической жизни. ОНФ путем запуска
проектов «Народная программа» и «Народный бюджет» подключил к обсуждению
будущего нашей страны значительные слои населения, которые бы в других условиях
оставались «глухими» к такого рода дискуссиям. Таким образом, ОНФ в какой-то
мере оправдывая свое название, дал гражданам возможность в различных формах
включиться в борьбу за будущее нашего государства. Огромное значение для
активации интереса населения к политической жизни страны в городах и районах
республики имели предварительные выборы (праймериз). Одно то, что в провинцию
одномоментно прибыло большое количество высокопоставленных представителей
законодательной, исполнительной, судебной власти, республиканских общественных
организаций уже вызывало любопытство и интерес. Также не совсем обычной
выглядела возможность публично задавать «неудобные» вопросы с высокой
вероятностью получения на них максимально открытых ответов, так как в ином
случае ответчик сразу мог провалить свой рейтинг. Открытая, соревновательная форма
выдвижения кандидатов с подключением большого числа выборщиков по всей республике,
безусловно, внесла интригу в политическую жизнь, что само по себе является
важным моментом, так как позволяет рассчитывать на повышенное внимание к
предстоящим выборам со стороны населения.
В настоящее время новая форма выдвижения
кандидатов в Государственную Думу путем проведения Общенародного праймериз дала
возможность достаточно широким слоям общественности участвовать в формировании
списка претендентов на депутатский мандат. Конечно, опыт первых праймериз
показывает, что в предлагаемой форме выдвижения кандидатов еще многое
неотработанно и прежде всего в системе позиционирования кандидатов,
представления ими своих политических и социально-экономических программ.
Некоторые из кандидатов не имея опыта политической деятельности, публичных
выступлений не в полной мере смогли установить контакт с аудиторией, донести до
слушателей свои идеи, убедить людей в том, что их проекты и программы могут
быть реализованы. Это привело к тому, что многие уполномоченные выборщики,
участвующие в праймериз, голосовали по принципу «знаю - незнаю», в большинстве своем,
руководствуясь больше эмоциями, а не разумом.
Однако с другой стороны Общенародный
праймериз создал серьезные предпосылки для реальной конкуренции среди
претендентов, в определенной смысле заставив их «раскрыться» в полной мере, доказывая
свой профессионализм и компетенцию. Более того Президент Р.З. Хамитов выступая
на праймериз в г. Нефтекамск как бы задал определенные неформальные требования
к будущим депутатам от республики заявив что «нам нужны зубастые, злые,
депутаты которые будут защищать интересы республики» и это тоже в какой-то мере
должно повысить результативность предварительных выборов. Все это в принципе
дает надежду на то, что в депутатском списке окажутся наиболее компетентные, профессиональные
и работоспособные люди, которые с полной отдачей будут работать на свою
республику, на своих избирателей.
Такой интерес к ОНФ, праймериз позволяет
надеяться на то, что люди в определенной мере заинтригованные новой,
нестандартной политической формой, убедившись в ее прозрачности и открытости, и
в последующем сохранят свою политическую активность, и на декабрьских выборах
мы по всей территории республики, помимо массового участия в выборах, получим и
хорошую результативность партии «Единая Россия».
Гришин К.Е.
зам. секретаря местного политсовета
Бирского отделения партии «Единая Россия», кандидат экономических наук, доцент
Расскажи друзьям:
|