России нужно сделать сто шагов вперед
Вопросы
дальнейшего развития нашего государства в условиях нестабильности мировой
политики и экономики в настоящее время приобретают особую остроту и становятся
крайне актуальными. Многие ведущие эксперты склоняются к мысли, что в ближайшие
год-два существует вероятность развития системного международного кризиса, который
может привести к значительной трансформации мировой экономической системы. На
Давосском экономическом форуме мировая элита фактически признала, что в
настоящее время она не способна правильно идентифицировать те вызовы, которые
диктует время и соответственно не может предложить внятные и эффективные
решения, направленные на парирование потенциальных угроз. По всей видимости,
современный уровень требований к развитию экономических институтов,
управленческих технологий, социальных отношений уже не может поддерживаться
существующей конфигурацией международной политики и экономики. В мире
разворачивается лихорадочный поиск драйверов дальнейшего развития, призванных в
значительной мере усилить и усовершенствовать параметры международной
политической и финансово-хозяйственной системы. В этой связи очень важным
является то, насколько устойчивой в будущем будет российская экономика, и в
какой мере она сможет гарантировать дальнейшее поступательное развитие нашей
страны. Данная тема в значительной мере актуализируется в связи с тем, что наша
страна стоит на пороге президентских выборов и, по сути, должна определяться с вектором
своего дальнейшего социально-экономического развития.
В
этом контексте весьма интересным видятся экономические перспективы России
глазами основного претендента на пост президента страны В.В. Путина, которые он
сформулировал в своей авторской статье «Нам нужна новая экономика». Не вдаваясь
в глубокий анализ данного программного документа, мне хочется заметить, что
подход к проблемам и перспективам российской экономики предложенный Владимиром
Путиным является достаточно реалистичным и объективным. Он осознает всю глубину
проблем российской экономики и предлагает, выстраивать систему их решения,
отталкиваясь не от какой-то мифической платформы, а стартуя от сложившихся в
стране условий. Здесь нет никаких запредельных обещаний и завышенных ожиданий. Наверное,
именно поэтому в некоторых СМИ и Интернете звучат критические отзывы, что якобы
в этой статье говориться о том, что давно уже, известно, и что автор не
предлагает ничего нового и конкретного. Однако данный подход является конечно
дискуссионным, что, кстати, подтверждается полемикой, вокруг, статьи, которая,
в настоящее время, развернулась в прессе, на телевидении, в
интернет-пространстве.
По моему мнению, в данной статье речь идет о
переосмыслении экономической идеологии развития нашей страны. Что бы осознать
суть, предлагаемых преобразований необходимо вспомнить, что предыдущую
путинскую модель развития экономики характеризовали как государственный
капитализм. Начиная с 2000 года, в условиях разбалансированности всей
экономической системы страны, государство начало стабильно наращивать свою долю
участия в экономических процессах. В некоторых стратегических сферах экономики
была сделана ставка на создание госкорпораций, усилилась контрольно-надзорная
деятельность госорганов в отношении субъектов бизнеса, что было важно для
декриминализации экономики, началась реализация налоговой реформы. Используя
выгодную внешнеэкономическую конъюнктуру (высокие цены на энергоносители) удалось
решить огромный массив экономических и социальных проблем, о наличии которых в
тот период, сейчас уже начинают забывать. В целом удалось стабилизировать
социально-экономическую ситуацию в стране, а в дальнейшем вывести ее на траекторию
устойчивого развития, что в конечном итоге позволило достаточно безболезненно
преодолеть мировой финансовый кризис 2009 года. Однако в какой – то момент
времени дальнейшее огосударствление экономики начало приводить к излишней
зарегулированности хозяйственных отношений, что неблагоприятно начало отражаться
на деловом климате в стране. В условиях доминирования государства начали
формироваться благоприятные условия для развития коррупционных отношений в
экономике, в отдельных ее секторах значительно усилилась монополизация рынков,
снизилась конкуренция. В своей программной статье премьер-министр демонстрирует
понимание того что экономическая конъюнктура в стране, к настоящему времени, значительно
трансформировалась и чтобы соответствовать ей необходимо менять экономическую
политику. То, что реально было эффективно, скажем до кризиса 2009 года, в настоящее
время уже является сдерживающим фактором. Очень важно, что Путин это осознает и
планирует в значительной мере скорректировать экономическую парадигму развития
страны. Данная парадигма декларирует необходимость дополнительной либерализации
нашей экономики и снижение в ней роли государства. Путин предлагает продолжить
работу по поиску оптимального соотношения государственного регулирования и рыночных
отношений в нашей экономики, дать большую свободу субъектам предпринимательства,
основываясь на презумпции добросовестности бизнеса, улучшить деловой
(инвестиционный) климат и т.д. В целом, по мнению премьера, улучшение условий
ведения бизнеса в России является одной из ключевых задач государства на
современном этапе развития. В этой связи хочется отметить достаточно
амбициозную цель развития экономики, которую озвучил В. Путин выступая 2
февраля на Московском инвестиционном форуме «Россия 2012». Она сформулирована
им как «сто шагов вперед» и ставит перед нашей экономикой задачу подняться в
мировом экономическом рейтинге инвестиционной привлекательности со 120 на 20
место.
Подводя
итоги всему вышесказанному, мне хотелось бы отметить, что данная статья носит
скорее не программный, а концептуальный характер, т.е. нацелена на определение базовых
основ экономики, отталкиваясь от которых наша страна будет развиваться не
только 6 лет (срок президентства), а многие десятилетия вперед. Обозначенным
подходом к экономическому будущему нашей страны, Путин в очередной раз доказывает,
что он мыслит масштабно, стратегически и адекватно современным экономическим
реалиям. При этом он не делает никаких популистских обещаний и заявлений с
целью завоевать электоральные предпочтения, а обещает только то, что реально
сможет сделать в современных условиях.
Гришин К.Е.,
кандидат экономических наук, доцент Бирского филиала УГАЭС
Расскажи друзьям:
|