Среда, 08.05.2024, 12:37
Главная страница Местное отделение Бирский район Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Общие статьи

Проект «Домком» - новый импульс местному самоуправлению

Проект «Домком» - новый импульс местному самоуправлению

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство нашей страны не критикует только ленивый. Да, каждый из нас так или иначе завязан на эту сферу услуг и на собственном опыте убеждается что проблем в этом секторе экономики огромный массив и он ни смотря на отдельные усилия, не только не уменьшается, но и продолжает увеличиваться, раздуваясь до критических масштабов. В этой связи становится понятным, что имеющиеся проблемы, без участия самих потребителей жилищно-коммунальных услуг, снять не удастся. Как всегда инициатива по привлечению населения к решению общественно значимых проблем прозвучала от государства Данное участие было предложено реализовать через подключение населения к работе по становлению и развитию эффективно действующего механизма общественного контроля за деятельностью управляющих компаний, так называемых домовых комитетов. Таким образом, с 18 июня текущего года в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым в домах с числом квартир более 4 должны быть избраны Советы многоквартирных домов, и их Председатели которые получают юридически подкрепленные полномочия, позволяющие им оказывать активное влияние на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Однако наряду с подготовкой нормативно-правовой базы, весьма важным, видится необходимость организационной поддержки данного процесса, так как в противном случае существует высокая вероятность того, что эта инициатива не сможет быть реализована, так как даже в условиях высокого уровня критического отношения населения к качеству услуг ЖКХ, лишь немногие готовы на деле отстаивать свои права на достойный уровень обслуживания. Это ключевой фактор, так как мы должны понимать, что решение этой важной задачи в настоящее время может сдерживаться некоторыми ментальными особенностями нашего населения, что особо явственно стало проявляться в ходе реформы местного самоуправления. Как известно, сверхцентрализация социального устройства была отличительной чертой нашего государства на протяжении многих веков и это, безусловно, отпечаталось и в общественном сознании. Патернализм государства в сочетании с социальным инфантилизмом граждан были одной из основных характеристик советского периода, и с этим наследием население расстается весьма медленно и неохотно. Связей, помимо семейных, дружеских и трудовых у советского человека практически не было. Наши граждане, как в прошлом, так и в настоящем привыкли ощущать себя, прежде всего частью трудовых коллективов, но никак, ни частью местного сообщества. А ведь, как известно местное самоуправление может эффективно реализовываться, прежде всего, опираясь на самоорганизацию граждан по месту жительства. Однако социальные связи по месту жительства на сегодняшний момент это скорее исключение в практике нашей жизни. Если в сельской местности такие связи все-таки имеют какое-то место, то в городах (особенно крупных) люди могут незнать даже своих соседей по лестничной площадке. Как следствие, граждане очень слабо идентифицируют себя с местным сообществом. Все это приводит к негативному восприятию населением попыток объединения граждан по месту жительства, например в рамках территориального общественного самоуправления (ТОС), или же товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Схожие проблемы теоретически были возможны и при реализации ст. 161.1 ЖК РФ, согласно которой «собственники помещений…на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме». Ведь учитывая некую инфантильность нашего народа, не спешащего по своей инициативе объединяться и организовываться по месту жительства с целью решения каких-либо общественно значимых проблем, на современном этапе сложно было предположить, что и эту инициативы государства люди примут на ура и поспешат ею самостоятельно воспользоваться. Это могло, например спровоцировать ситуацию когда управляющая компания сосредоточивала свое преимущественное внимание на домах находящихся под общественным контролем ( то есть где созданы советы многоквартирных домов) в ущерб домам где общественная активность граждан является низкой. В этой связи тот организационный импульс, который партия «Единая Россия» в рамках партийного проекта «Домком», придала процессу создания Советов многоквартирных домов является своевременным и достаточно эффективным. Участие в нескольких общих собраниях жильцов многоквартирных домов, несмотря на некоторую инертность части жителей, подтвердило предположение, о том, что имеется достаточно большой и устойчивый пласт людей с активной жизненной позицией готовых отстаивать общественные интересы. Однако до последнего момента им не хватало полномочий и где-то может быть поддержки остальной части жителей дома. Теперь согласно новым изменениям в жилищном законодательстве Председатели домовых советов смогут действовать на новом качественном уровне, имея юридически подтвержденные полномочия, что при грамотном подходе, значительно усиливает их возможности при решении жилищно-коммунальных проблем своих домов. В данном случае внутренняя принципиальная готовность граждан участвовать в решении вопросов ЖКХ наложилась на организационный ресурс местных отделений партии «Единая Россия» что позволило получить достаточно высокую эффективность партийного проекта.

Однако конечно необходимо предостеречь вновь формируемые общественные структуры от прямого противостояния с управляющими компаниями, что в принципе возможно в условиях наличия большого числа накопившихся претензий со стороны жителей. Все это может негативно отразиться на качестве взаимоотношений жильцов и обеспечивающих компаний и оказывать парализующее воздействие на механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг. Особую озабоченность вызывает угрожающе-критический уровень проблем в жилищном фонде, введенном в эксплуатацию 3 и более десятилетний назад. Здесь проблемный массив настолько внушителен, что вероятность разрастания конфликтной ситуации в отдельных населенных пунктах весьма высока. Поэтому здесь, прежде всего, нужен конструктивный диалог между поставщиками и потребителями услуг, обеспечивающий баланс интересов, а это самое сложное в механизме взаимодействия, Однако по нашему мнению эта проблема носит вполне преодолимый характер и при грамотном профессиональном подходе может быть эффективно решена.

Вообще работу по созданию Советов многоквартирных вопросов, выборов их Председателей в некоторой степени можно рассматривать как тест на оценку степени общественной самоорганизации, готовности делить бремя ответственности между гражданами и государством. По сути, тестовый режим организации и работы домовых комитетов, эффективность и продуктивность их деятельности поможет нам в некоторой степени дать ответ на еще не совсем понятный вопрос, а готово ли наше общество жить и работать в условиях реального местного самоуправления? Если общественный контроль над деятельностью управляющих компаний станет эффективным инструментом регулирования качества услуг, то это в некоторой степени может служить индикатором того, что общество (или ее какая то активная часть) готово брать на себя определенную часть ответственности, и активно участвовать в решении вопросов связанных с организацией своей жизнедеятельности. Следовательно, посредством реализации проекта партия «Единая Россия» «Домком» можно добиться как основного результата (повышения качества предоставления услуг ЖКХ), так и вспомогательного, но от этого не менее важного эффекта (привития населению навыков самоорганизации и самоуправления).

Таким образом, подводя итоги всему вышеизложенному можно заключить следующее. От результативности партийного проекта «Домком» зависит очень многое и в первую очередь, то что наряду с повышением уровня жилищно-коммунального обслуживания в сознании населения начнет формироваться понимание того что посредством массового общественного контроля можно добиваться результатов. Добившись порядка в доме, общественная инициатива по наведению порядка может выплеснуться на территорию квартала, микрорайона и т.д. Самое главное, что бы был ощутимый результат этой деятельности. Практическое воплощение силы самоорганизации, общественного контроля воздействуют на людей гораздо эффективнее, чем все воззвания и декларации о необходимости участия народа в решении общественных проблем.

Сейчас очень важно не потерять тот темп развития, который в настоящее время получает процесс самоорганизации граждан по месту жительства. Очень важно сохранить тот позитив, с которым граждане (прежде всего часть населения с активной жизненной позицией) восприняли эту инициативу, позволяющую оказывать регулирующее и контролирующее воздействие на управляющие компании. В настоящее время есть все основания полагать, что люди поверили в этот проект и партия должна помочь закрепить этот пока еще локальный успех, поддержкой домкомовского движения на системной основе. Эта поддержка потребуется по крайней мере до того времени пока институт советов многоквартирных домов не выйдет на траекторию устойчивого саморазвития, а для этого по всей видимости потребуется какое-то время.

 

Гришин К.Е., зам.секретаря местного политсовета Бирского отделения партии «Единая Россия», кандидат экономических наук, доцент.


Расскажи друзьям:



Категория: Общие статьи | Добавил: motcik (06.02.2012) | Автор: Гришин К.Е.
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 26
Друзья сайта
  • Официальный сайт Партии «Единая Россия»
  • Официальный сайт Башкирского отделения Партии «Единая Россия»
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Используются технологии uCoz